Этот фильм можно включить в список лучших, которые я посмотрел за последнее время.

Действие фильма происходит на фоне серии реальных исторических событий и рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване, который оказывается в эпицентре холодной войны, когда ЦРУ отправляет его на практически невозможное задание — договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота самолета-разведчика U2.

Традиционно люблю фильмы основанные на документальной, реальной истории, пусть она местами приукрашена, а отдельные моменты изменены и не соответствуют достоверным событиям.
Самая вопиющая ошибка произошла с Берлинской стеной, и она резанула глаз даже мне.

К тому времени как Восточная Германия возвела стену, контроль правительства и служб правопорядка над населением был уже полным. О том, что кто-то мог ходить вдоль стены в поисках лазейки на ту сторону, не могло быть и речи.

Остальные ляпы не столь существенные и с ними можно мириться. Ну а лично меня смутил момент, когда у главного героя шайка воришек в модных кожаных куртках отбирают пальто, при первом же посещении Восточной Германии. Смотрелось это забавно.

В дополнение к реальной истории в этой картине сошлось все. Сценаристы братья Коэны, Итан и Джоэл, режиссером фильма стал Стивен Спилберг,  а на роль главного героя позвали Тома Хэнкса.

Том Хэнкс весьма понравился в фильме, он сыграл впечатляюще, напомнив себя самого в молодости. Невероятно колоритной получилась роль Абеля у  Марка Райлэнса, он пожалуй в отдельных сценах затмил самого Тома Хэнкса. Особенно запомнились пара его фраз.

- Вы не волнуетесь?
- А это поможет? Я сделал свою работу достойно, но люди есть люди. Может случиться всякое.
- И как понять, что все хорошо?
- Они или обнимут, или просто укажут на сидение

— Стойкий мужик!

Не зря его участия хотел сам Спилберг.

Стивен Спилберг решил пригласить на одну из ролей Марка Райлэнса, увидев его игру в «Двенадцатой ночи», за которую актёр получил свою третью премию «Тони» (ежегодно присуждается за достижения в области американского театра).

Для Стивена Спилберга этот фильм так же стал лучшим за последнее время. Видимо это была лично для него важная картина, возможно из-за отца.

Отец Спилберга, инженер по профессии, какое-то время в разгар «холодной войны» провёл в Советском Союзе в рамках программы обмена. Это произошло вскоре после того, как был сбит самолёт-шпион Пауэрса, когда отношения между США и СССР сводились к взаимным подозрениям и страху. Отец Спилберга впоследствии вспоминал, как жители СССР выстраивались в очередь, чтобы взглянуть на обломки самолёта Пауэрса. При виде американских инженеров некоторые из них говорили: «Смотрите, что вытворяет ваша страна». Это служило прекрасной иллюстрацией тех чувств, которые народы двух стран испытывали друг к другу.

Кстати, 51 год эта история ждала экранизации, невероятно, но факт. И дождалась.

Как заявил Стивен Спилберг на пресс-конференции, посвящённой выходу фильма в свет, Грегори Пек изъявил желание сняться в фильме ещё в 1965 году. Роль Абеля должен был играть Алек Гиннесс, Пек должен был сыграть Донована, а автором сценария был выбран Стирлинг Силифант. Однако компания MGM идею фильма отвергла. Шёл 1965 год, «холодная война» была в самом разгаре. Мир только что оправился от вооружённого конфликта в Заливе Свиней и кубинского ядерного кризиса, и в MGM посчитали, что сейчас не время лезть в политику.

Фильм сняли всего на $40 000 000, хотя съемки происходили в трех странах. Мне кажется, будь бюджет чуть побольше, большинство ляпов исчезло бы из картины. Но есть разумная грань между качеством и перфекционизмом. Тут она выдержанна очень четко.

Съёмки проходили в Нью-Йорке, а также в Германии и Польше, в тех самых местах, где и происходили положенные в основу фильма события. Обмен Паэурса на Абеля снимали в Берлине, где он и произошёл много лет назад. Берлин 1961 года снимали в польском Вроцлаве. Этот город походит на Берлин середины 20-го века больше, чем даже сам Берлин.

Ну и да, история о адвокате приукрашена. На самом деле он не был простым смертным. Будь это известно, возможно фильм воспринялся немного по другому. Но я даже рад, что не знал этого. Фильм воспринимался более остро и невероятно.

Джеймс Б. Донован, адвокат, специализирующийся на делах о страховке, берётся защищать Абеля, подозреваемого в шпионаже, что явно выходит за рамки его обычной практики и от чего он чувствует себя не в своей тарелке. В фильме об этом не сказано ни слова, однако в действительности Донован когда-то работал в Управлении стратегических служб. Созданное Франклином Рузвельтом и Уильямом Джозефом Донованом в годы Второй мировой войны, УСС стало предшественником Центрального разведывательного управления США. Таким образом, не может быть никаких сомнений в том, что Донован был хорошо известен в разведывательном сообществе и имел там обширные связи.

Резюмируя, могу сказать, что фильм вышел достойным. Он сделан качественно, история не отпускает с первой по последнюю минуту, плюс ко всему - замечательная актерская игра.

Рекомендую к просмотру.

8 Февраля 2016